Александр (arabskiy_pilot) wrote,
Александр
arabskiy_pilot

ВОПРОС ВЕРЫ




МС21 - 2.jpg

Интересная статья, доступно объясняющая, что за фанфарами. Полность здесь. Оттуда же по сути темы:

"В мировом авиапроме продается не самолет как таковой, а услуга. Авиакомпании заинтересованы в стоимости летного часа, которая формируется из технических характеристик самолета, доступности и наличия запчастей, скорости выполнения ремонта, стоимости лизинга и т.д. Для любого самолета важно выстроить инфраструктуру. В России она только создается.

Инвестиции в МС-21 составили 100 млрд рублей. Из них 80% пришли из федерального бюджета, а 20% – собственные средства ОАК (корпорация на 96% подконтрольна государству и убыточна).

Сколько еще денег надо на МС-21? Пока речь идет о 90 млрд рублей. В случае с SSJ были попытки разделить риски и расходы с партнерами, у МС-21 единственный спонсор российское государство.

Изучение госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» показало, что нынешнее правительство, как и при СССР, готово финансировать абсолютно все: создание самолетов/вертолетов/двигателей/комплектующих, продажи (субсидии лизинговым компаниям, госзаказ), эксплуатацию (субсидии авиакомпаниям), техобслуживание (субсидии на запуск центров) и т.д.

В авиапроме формируется закрытая нерыночная система, которая подается под соусом возвышенных намерений. «Государств, у которых развито авиастроение, очень немного, это, что называется, высшая лига, и мы ни в коем случае не должны из этой высшей лиги исчезнуть», – заявлял Медведев в Иркутске. В разговоре с госменеджером мысль доводится до блеска: «Россия позиционирует себя как сверхдержава, поэтому авиапром обязательно должен быть. Ей надо поддерживать инженерные компетенции для военного авиапрома. Гражданский в данном случае как питательный бульон. Или такой расклад: Европа и США вдруг запрещают все свои самолеты. На чем летать? А есть на чем!»

Созданные на средства бюджета самолеты и продаваться должны за его же счет. Поэтому следующие в очереди за государственными деньгами – лизинговые компании (разумеется, контролируемые государством): «Ильюшин финанс» (ИФК), Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк-лизинг», «дочка» «Ростеха» «Авиакапитал-сервис».

Эксплуатантам отечественной авиатехники тоже полагается поддержка от государства – в частности, у них есть приоритетное право на субсидирование перевозок."

Резюме всего этого: Есть сильное российское государство - есть российский авиапром. Нет сильного российского государства - нет российского авиапрома. У нас сами по себе реально на рынке живут только проект Су-27, созданый еще в Советском Союзе и поставляющий варианты того же еще самолета на традиционные рынки российского вооружения и Вертолёты Миля. Хочется надеятся, что Сухой также сможет сам вытянуть ПАК ФА до состояния, позволяющего зарабатывать на нем деньги за границей. Возможно, ССЖ успеет достаточно окрепнуть на государственные субсидии к тому моменту, когда государство физически больше не сможет его поддерживать. Эти проекты балансируют на грани выживания.
А вот замечательный прорывной красивый большеглазый МС-21, скорее всего, увы, не жилец. Поздно. Экономический коллапс накроет его быстрее, чем он успеет встать на крыло. Это, конечно, вопрос веры. Верите, что у нас с экономикой все зашибись и над нами безмятежное голубое небо - вы в обозримом будущем увидите в нем инверсионные следы сотен МС-21. Я не верю. Хотелось бы ошибаться, "но данные, извините меня, очень нехорошие"(с)
При этом я, конечно, снимаю шляпу (фуражку) перед теми, кто этот самолет таки сделал.



Апдэйт: вот тут еще есть надежда.

Апдэйт 2: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68584
Tags: мс-21
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments