Александр (arabskiy_pilot) wrote,
Александр
arabskiy_pilot

ПО ИТОГАМ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ В СОЧИ

К сожалению, периодически приходится писать о катастрофах. Даже, когда времени и желания нет. Исключительно, чтобы народ, который не в курсах тонкостей летной работы, не велся на конспирологические теории. Постараюсь коротко.
Прочитал несколько страниц доклада в виде его фотографий. Не знаю, есть ли где уже официальная информация. Но и этой в принципе достаточно.
Итак, для начала экипаж был несомненно уставшим. Вылет из Москвы в 01:38. Это значит, что начало предполетной подготоки около полуночи. До этого - дорога в аэропорт, сборы, целый день каких-то дел. Если при этом перед выходом из дома удается поспать хотя бы 2-3 часа, то хорошо. Иногда и этого не получается. Даже просто потому, что кнопки такой в человеке не встроено - "спать когда надо". Лечь-то лег, но это не гарантирует, что заснешь и долго проспишь в обычное время бодрствования. В идеале, ночной рейс не должен состоять из более чем одного полета. Тогда батарейки обычно хватает. Два, и тем более, больше циклов предполетной подготовки, взлета, полета и посадки выматывают изрядно. Каждый последующий вылет всё более превращает человека в зомби. И этому зомби надо выполнять много работы, требующей концентрации внимания, запаса оперативной памяти, быстроты мышления и реакции, ресурсы которых беспощадно и неизбежно съеживаются с тиканием самолетных часов. До дома или гостиницы потом добираешься в состоянии выжатого лимона, когда приходится даже заставлять себя раздеться, принять душ и разобрать постель.
И вот в приближающемся к такому состоянии мы взлетаем из Сочи. Бардака в голове добавляет конфигурация пересекающихся торцами полос, в которых иногда путаются даже часто туда летающие экипажи. Сцена для дальнейшего развития событий установлена.
Далее на неё выходят иллюзии, усугбляемые накопившейся усталостью. Не поленитесь почитать к примеру вот это. Конкретно пункт 4 про соматогравитацию. Или еще погуглите на эту тему. Случаев - вагон и большая тележка. Ускорение самолета в условиях отсутствия внешних ориентиров вызывает иллюзию задирания носа и желание отдать штурвал от себя. Что и произошло.
Далее стресс нарастает, так как стройная картина, которая выстроилась в мозгу, рушится. Он думает, что самолет набирает высоту, а приборы показывают её снижение и рост скорости. Ситуация мгновенно может перейти в неконтролируемую. Именно мгновенно. Как пыльным мешком из-за угла. Ты управляешь самолетом с людьми на борту, да и сам тоже, в общем-то, хочешь жить, и тут посреди полной черноты безлунной ночи над морем и на небольшой высоте ты попадаешь в опасную ситуацию, когда вдруг не знаешь, что происходит и что делать, и северный пушной зверек уже вот он, здесь. Отсюда и хаотические движения органами управления, повинуясь каким-то обрывкам импульсов мозга, рождаемых из смеси восприятия индикаций приборов и иллюзий.
И тут, чтобы уж добить окончательно, на сцену врывается индикация авиагоризонта. Подробно здесь. Всё, дальше самолет может спасти только чудо, ибо никто уже ничего не понимает и сделать не может. Все сидят в одинаковых условиях ударенные пыльными мешками.
Почему экипаж с самого начала не помогал и второй пилот не вмешался в управление? Для начала - это не принято. Несмотря на все CRM тренинги. Командир старше по званию, должности, возрасту, и второй пилот в реальности вмешается в управление только инстинктивно и когда его начнут убивать. А когда его начинают убивать, он уже и сам может не понимать, что происходит. Я уже сказал - подобная ситуация развивается очень быстро и все подвержены тем же факторам: усталости, стрессу, иллюзиям. Примерам этому несть числа. Хотя бы там же в Сочи. Или вот. И ещё. В какой-то степени вторые пилоты обычно пытаются помочь, но до окончательного и бесповоротного взятия управления практически никогда не доходит. Такой вот феномен.
Сопутствующей причиной мог быть недостаточный опыт командира и остального экипажа. Я почти ничего не знаю об этом конкретном экипаже, но военные пилоты обычно летают значительно меньше гражданских, да и стандарты подготовки ниже.
Классический швейцарский сыр. Безориентирная ночь, усталость, стресс, возможный недостаток опыта и подготовки к этому полету. Уберите любой из этих факторов, и доктор Лиза по-прежнему носилась бы по стране, помогая попавшим в беду.
Tags: #Ту154, #Ту154_сочи, #катастрофа_Ту-154_Сочи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →