Александр (arabskiy_pilot) wrote,
Александр
arabskiy_pilot

Category:

НЕПОДСУДЕН



Всё-таки, надо еще раз по поводу катастрофы Суперджета в Шереметьево сказать, что я думаю, раз дело дошло до суда. Обычное российское дышло, не имеющее ничего общего с законом.

Давайте для начала посмотрим на всё это с точки зрения здравого смысла, а не статьи закона, которую для него смогли найти.

Вот она, статья 263. А вот определение преступления, совершенного по неосторожности.

Я лично Дениса Евдокимова не знаю, даже фотографий не помню. Для меня он среднестатистический российский пилот, с высшим военным летным образованием и опытом полетов на очень приличных типах - Ил-76 и Б737. Прошедший все существующие этапы отбора и подготовки, сдавший все зачеты и экзамены и имеющий государственную лицензию на управление самолетом с пассажирами на борту. Как и мы все. Чтобы стать сначала командиром корабля военной авиации, потом капитаном в Трансаэро и в Аэрофлоте, надо таки уметь летать.

И вот он оказывается в самолете над полосой в Шереметьево в момент, когда надо этот самолет посадить, и не справляется с управлением. Он очень хочет его посадить, зарулить на стоянку, извиниться перед пассажирами за неудобство, сказать, что их рейс будет продолжен на другом самолете, написать объяснительную и поехать домой к семье.

Но он не может. Н Е   М О Ж Е Т. Самолет находится в резервном (прямом) режиме управления, не отзывается на привычные движения сайдстиком, более того, создается впечатление об их обратной реакции. Хорошо, это, видимо, только впечатление, но многое говорящее о том, что творилось в его мозгу в эти злосчастные роковые секунды. Он дает ручку на парирование отклонения - самолет не реагирует, дает больше - реагирует непривычно, дает быстрее - не реагирует или реагирует в обратном направлении, потому что до него наконец доходит предыдущий управляющий импульс. Всё не так, как он привык, как тренировался, как может, как знает. Даже несмотря на то, что весь до досуперджетный налет был в прямом режиме (5200 часов против 1600 на ССЖ).  Ну и сопутствующий стресс, который всё только усугубляет.

Быстро, в процессе полета, научиться пилотировать самолет в непривычном режиме и/или укротить свой чрезмерный стресс может или неординарный пилот или специально подготовленный (летчик-испытатель или, хотя бы, инструктор). Такой пилот, осознав в процессе выравнивания, что он не может совладать с самолетом, ушел бы на второй круг, привык к новому для себя режиму, в конце концов сделал бы несколько тренировочных заходов и только после этого посадил самолет. Благо топлива было предостаточно. А заодно и посадочный вес уменьшил и, соответственно, нагрузки на конструкцию. Но это всё не для среднего пилота и, тем более, не для тех, кто с трудом преодолел квалификационную планку.

Впрочем, если бы самолет управлялся, как он всегда управлялся, то причины, по которой Денис не смог бы посадить самолет, который сотни раз до этого сажал в любых условиях, нет.

Так в чем его конкретно вина? Не маньяка, не рецидивиста, не безрассудного алкоголика или наркомана, не авантюриста, не пофигиста - человека, который хотел быть летчиком, стал им после долгой учебы и тренировок, приобрел опыт, прекрасно до этого много лет летал, очень хотел и старался безопасно посадить этот самолет и в итоге не смог. Что он сознательно и виновно сделал не так? Что он мог предвидеть? Где лекомыслие или небрежность? Что ему вменить? Я ничего этого здесь в упор не вижу.

Надо отметить, что следствием не рассматривались его действия до собственно посадки. Поэтому не будем мешать всё в кучу. Самолет прибыл в точку начала выравнивания с вполне безопасными параметрами, и вдруг капитан убил сорок одного пассажира. Ату его. Ибо должен здесь быть виноватый.

Кстати, про следствие. Расследование авиационного происшествия - это целая наука. Минимум пару лет работы комиссии из выскоквалифицированных специалистов из разных областей. Быстрее не получается, если делать все правильно. Такова технология. Кроме собственно действий или бездействий пилотов причинами катастрофы могут быть еще система их подготовки, техническое состояние самолета, погода, сама конструкция самолета. И часто комбинация причин. Любые выводы можно делать только после окончания этого технического расследования. Комиссия работу не закончила, выводов нет. А Следственному Комитету всё ясно меньше чем через год. Каким образом? Кто они такие, чтобы предъявлять обвинения до того, как настоящие специалисты сказали свое слово? У них всё просто, как у военных - раз-два, равняйсь, смирно. Удобная версия, очевидный стрелочник - вперед.

Это профанация чистой воды. Неприкрытая, вызывающая, наплевательская на всех профанация. В какой-то степени отработка общественного заказа - зло должно быть изоблично и наказано. Скрытие неприемлемых для власти возможных реальных причин. Вот открытое письмо президенту 350 авиационных специалистов по этому поводу. Для информации. Сомневаюсь, что вообще дойдет, а если и дойдет, что будет реакция. Это путинская Россия, в конце концов.

Ну а кто реально мог бы быть виноват?

Мне видятся система подготовки и сертификации пилотов и/или производитель самолета.

Аэрофлот, насколько я вижу, здесь не при делах. Я не вижу, каким образом они могли бы этот случай предотвратить, не зная заранее, что и как произойдет. Компания выполняет требования по подготовке пилотов. Какие есть. Они практически одинаковы везде в мире. Но эти требования сами по себе несовершенны. Если самолет имеет в прямом режиме характерстики управления отличные от нормального режима, то управление в таком режиме должно регулярно тренироваться на живом самолете, а не на тренажере, который на очень редких посвященных этому сессиях только приблизительно дает представление о таких тонких моментах, как точное управление при посадке. Именно регулярно, так как навыки быстро теряются, и именно на настоящем самолете в процессе аэродромной тренировки. Это, как вы правильно представляете, прежде всего дорого, и ни одна коммерческая компания по своей инициативе делать этого не будет. Официально самолет со всеми его режимами управления сертифицирован, программы подготовки на нем - не отсебятина и, видимо, утверждены Росавиацией. Все вопросы туда. А оттуда - хрен вам. Ибо везде в мире так, и ничего. Правда, везде в мире другие самолеты. Возможно. Не уверен, что любой пилот справится с подобным режимом на, к примеру, Эйрбасе. Статистики мало. Очень редко попадали. Пока справлялись, если я ничего не пропустил.

Далее - самолет. Мне очевидно, что после удара молнией он управлялся не так, как им привык управлять капитан. Было ли это испытано и известно заранее? Или поражение разрядом вызвало неожиданные последствия? Правильно сделанному и должным образом испытанному самолету разряды атмосферного электричества в большой степени фиолетовы. Максимум несколько предохранителей вылетит. Может какое-то навигационное оборудование или связь частично отказать. И всё. Мы все попадали в такие ситуации и не раз. В грозе опасна не молния, а мощнейшие сдвиги ветра. Но, если в результате удара молнией отказывают жизненно важные системы, то к консерватории Гражданские Самолеты Сухого большие вопросы.

Второй большой вопрос к консерватории - особенности конструкции. Такой необычно сильный пожар после грубой посадки был вызван тем, что стойка шасси, ломаясь, вырвала кусок лонжерона крыла, который одновременно являлся стенкой топливного бака, и откуда хлынуло топливо. Обычно при подобных посадках пожар не так интенсивен, так как горят только вытекшие в сравнительно небольших количествах из поврежденных трубопроводов топливо, масло и гидравлическая жидкость. А для подобного пожара обычно надо, чтобы разломилось крыло. Здесь крыло цело, но топливо льется рекой:



И вот в итоге у нас на скамье подсудимых стрелочник Денис Евдокимов. У него против связки Росавиация - ГСС шансов никаких. И да, МАК еще. Даже после технического расследования никаких реальных претензий к ним не будет. По определению. Российская Федерация с ручными Следственным Комитетом, судами и МАКом против Дениса Евдокимова, который отчаянно пытался посадить плохо управляемый самолет.

И еще один момент, который особенно пока не рассматривается ни в обсуждениях, ни, тем более, Следственным Комитетом. Задняя левая дверь после остановки самолета, похоже, была открыта в пожар (рычаг подвески обнаружен в открытом положении), а планка фиксации аварийного трапа найдена в обломках самолета на земле, что значит, что она, скорее всего, выпала из горевшей открытой двери, а трап перед открытием был переведен в неполетное положение. Это с большой степенью вероятности было сделано борпроводником экипажа по ошибке из-за стресса. Задняя правая дверь по анализу фотографий была закрыта, и планка её трапа осталась в зацеплении с порогом.

Для огня, собственно, не важно, был выпущен трап или нет. Важно то, что многие, если не все, погибшие пассажиры вполне могли бы выжить, если бы им в спину не открыли поддувало из печки. Задний багажник, который был с закрытой дверью практически в эпицентре пожара, остался внутри цел, только с небольшими подкопченностями. И весь багаж оттуда извлекли целым. Вся эта информация на странице 40 предварительного отчета. И там же, на странице 39 - фотография дыры от вырванного куска лонжерона, через которую вытекло топливо.

Как-то так. При таком развитии событий с расследованием и обвинением совершенно ясно, что карающий меч "правосудия" занесен над любым пилотом в России, начиная с прохождения медицинского контроля и до покидания здания аэропорта по прилету. На службе? - будь готов в случае чего ответить по всей строгости их "закона". Независимо от фактической виновности или невиновности.

Я честно пытался нагуглить примеры подобного уголовного преследования членов летных экипажей за границей, но на нескольких первых страницах поиска по запросам pilot convicted или pilot prosecuted, нашел только случаи, когда пилоты сознательно нарушали авиационные правила и законы, или лгали, или фальсифицировали документы.

Из комментария flying_elk по этому поводу: Общемировая практика цивилизованных стран: пилот (или любой «оператор» работающий со сложной системой в очень динамической обстановке) именно «уголовно» виноват, тогда когда он полностью осознанно шёл на нарушения, и имел разумный запас времени это понять и исправить. В случаях же «ошибок», особенно в сложной обстановке, только всякие профессиональные последствия, но не более.

Но, это не про нас ...
Tags: авиация, катастрофы, суперджет шереметьево
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 286 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →